Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ(ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Статья 19. Права граждан
и общественных организаций (объединений) в области экологической
экспертизы 1. Граждане и общественные
организации (объединения) в области экологической экспертизы
имеют право: выдвигать предложения
о проведении в соответствии с настоящим Федеральным
законом общественной экологической экспертизы хозяйственной
и иной деятельности, реализация которой затрагивает
экологические интересы населения, проживающего на данной
территории;
направлять в письменной
форме специально уполномоченным государственным органам
в области экологической экспертизы аргументированные
предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;
получать от специально
уполномоченных государственных органов в области экологической
экспертизы, организующих проведение государственной
экологической экспертизы конкретных объектов экологической
экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
осуществлять иные действия
в области экологической экспертизы, не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
2. При подготовке заключения
государственной экологической экспертизы экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы и
при принятии решения о реализации объекта государственной
экологической экспертизы должны рассматриваться материалы,
направленные в экспертную комиссию государственной экологической
экспертизы и отражающие общественное мнение.
Статья 20. Общественная
экологическая экспертиза
Общественная экологическая
экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан
и общественных организаций (объединений), а также по
инициативе органов местного самоуправления общественными
организациями (объединениями), основным направлением
деятельности которых в соответствии с их уставами является
охрана окружающей природной среды, в том числе организация
и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы
в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 21. Объекты общественной
экологической экспертизы
Общественная экологическая
экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных
в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за
исключением объектов экологической экспертизы, сведения
о которых составляют государственную, коммерческую и
(или) иную охраняемую законом тайну.
Статья 22. Проведение
общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая
экспертиза проводится до проведения государственной
экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая
экспертиза может проводиться независимо от проведения
государственной экологической экспертизы тех же объектов
экологической экспертизы.
3. Общественные организации
(объединения), осуществляющие общественную экологическую
экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом
порядке, имеют право:
получать от заказчика
документацию, подлежащую экологической экспертизе, в
объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего
Федерального закона;
знакомиться с нормативно
- технической документацией, устанавливающей требования
к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве
наблюдателей через своих представителей в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы
и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений
общественной экологической экспертизы.
4. На экспертов, привлекаемых
для проведения общественной экологической экспертизы,
при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются
требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором,
третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего
Федерального закона.
Статья 23. Условия проведения
общественной экологической экспертизы 1. Общественная экологическая
экспертиза осуществляется при условии государственной
регистрации заявления общественных организаций (объединений)
о ее проведении.
При наличии заявлений
о проведении общественной экологической экспертизы одного
объекта экологической экспертизы от двух и более общественных
организаций (объединений) допускается создание единой
экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления
в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении
общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать
или отказать в его регистрации. Заявление о проведении
общественной экологической экспертизы, в регистрации
которого в указанный срок не было отказано, считается
зарегистрированным.
3. В заявлении общественных
организаций (объединений) о проведении общественной
экологической экспертизы должны быть приведены наименование,
юридический адрес, характер предусмотренной уставом
деятельности, сведения о составе экспертной комиссии
общественной экологической экспертизы, сведения об объекте
общественной экологической экспертизы, сроки проведения
общественной экологической экспертизы.
4. Общественные организации
(объединения), организующие общественную экологическую
экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах
ее проведения.
Статья 24. Отказ в государственной
регистрации заявления о проведении общественной экологической
экспертизы
1. В государственной
регистрации заявления о проведении общественной экологической
экспертизы может быть отказано в случае, если:
общественная экологическая
экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта
общественной экологической экспертизы;
общественная экологическая
экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения
о котором составляют государственную, коммерческую и
иную охраняемую законом тайну;
порядок государственной
регистрации общественной организации (объединения) не
соответствует установленному порядку;
устав общественной организации
(объединения), организующей и проводящей общественную
экологическую экспертизу, не соответствует требованиям
статьи 20 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию
заявления о проведении общественной экологической экспертизы,
предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона,
не выполнены.
2. Перечень оснований
для отказа в государственной регистрации заявления о
проведении общественной экологической экспертизы, приведенный
в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.
3. Должностные лица
органов местного самоуправления несут ответственность
за незаконный отказ от государственной регистрации заявления
о проведении общественной экологической экспертизы.
Статья 25. Заключение
общественной экологической экспертизы
1. Заключение общественной
экологической экспертизы направляется специально уполномоченным
государственным органам в области экологической экспертизы,
осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
заказчику документации, подлежащей общественной экологической
экспертизе, органам, принимающим решение о реализации
объектов экологической экспертизы, органам местного
самоуправления и может передаваться другим заинтересованным
лицам.
2. Заключение общественной
экологической экспертизы приобретает юридическую силу
после утверждения его специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
3. В случае придания
юридической силы заключению общественной экологической
экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии
общественной экологической экспертизы распространяются
требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.
4. Заключения общественной
экологической экспертизы могут публиковаться в средствах
массовой информации, передаваться органам местного самоуправления,
органам государственной экологической экспертизы, заказчикам
документации, подлежащей общественной экологической
экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ,ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 26. Права заказчиков
документации, подлежащей экологической экспертизе
Заказчики документации,
подлежащей экологической экспертизе, имеют право:
получать от специально
уполномоченного государственного органа в области экологической
экспертизы, организующего проведение государственной
экологической экспертизы, информацию о сроках проведения
экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих
заказчиков;
получать для ознакомления
от специально уполномоченного государственного органа
в области экологической экспертизы, организующего проведение
государственной экологической экспертизы, нормативно
- технические и инструктивно - методические документы
о проведении государственной экологической экспертизы;
обращаться в специально
уполномоченные государственные органы в области экологической
экспертизы, организующие проведение государственной
экологической экспертизы, с требованиями устранения
нарушений установленного порядка проведения государственной
экологической экспертизы;
представлять пояснения,
замечания, предложения в письменной или устной форме
относительно объектов государственной экологической
экспертизы;
оспаривать заключения
государственной экологической экспертизы в судебном
порядке;
предъявлять в суд иски
о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением
законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе.
Статья 27. Обязанности
заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Заказчики документации,
подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
представлять на экологическую
экспертизу документацию в соответствии с требованиями
статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона,
в том числе на повторное проведение государственной
экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8
статьи 14 настоящего Федерального закона;
оплачивать проведение
государственной экологической экспертизы;
передавать специально
уполномоченным государственным органам в области экологической
экспертизы и общественным организациям (объединениям),
организующим проведение экологической экспертизы, необходимые
материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки
относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую
хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией,
получившей положительное заключение государственной
экологической экспертизы;
передавать данные о
выводах заключения государственной экологической экспертизы
в банковские организации для открытия финансирования
реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 28. Финансирование
государственной экологической экспертизы
1. Финансирование государственной
экологической экспертизы объектов государственной экологической
экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется
за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой
расходов на проведение государственной экологической
экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую
экспертизу специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы в соответствии
с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
2. Финансовые средства
на осуществление государственной экологической экспертизы
объектов государственной экологической экспертизы перечисляются
заказчиком документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в том числе органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, представляющими
в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы
на государственную экологическую экспертизу, на специальный
субсчет специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы.
3. Перечисленные заказчиком
финансовые средства расходуются исключительно на проведение
государственной экологической экспертизы. Специально
уполномоченный государственный орган в области экологической
экспертизы несет ответственность за целевое использование
этих средств.
4. Использование финансовых
средств на проведение государственной экологической
экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, на основе предложений
специально уполномоченных государственных органов в
области экологической экспертизы.
Статья 29. Финансирование
общественной экологической экспертизы
Финансирование общественной
экологической экспертизы осуществляется за счет собственных
средств общественных организаций (объединений), общественных
экологических и других фондов, целевых добровольных
денежных взносов граждан и организаций, а также за счет
средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих
органов местного самоуправления.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 30. Виды нарушений
законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе
Нарушениями законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком
документации, подлежащей экологической экспертизе, и
заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации
на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов,
сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу,
а также сведений о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта
экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного
заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий
организации и проведению экологической экспертизы;
5) уклонение от представления
специально уполномоченным государственным органам в
области экологической экспертизы и общественным организациям
(объединениям), организующим и проводящим экологическую
экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
6) реализация объекта
экологической экспертизы без положительного заключения
государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной
и иной деятельности, не соответствующей документации,
которая получила положительное заключение государственной
экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства
Российской Федерации в области экологической экспертизы
руководителями специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы и руководителями
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы
являются:
1) нарушение установленных
настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения
государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка
формирования и организации деятельности экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных
настоящим Федеральным законом для специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспертизы
обязанностей;
4) нарушение установленного
порядка расходования перечисленных заказчиком документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе,
средств на проведение государственной экологической
экспертизы;
5) несоответствие оплаты
выполненных работ их объему и качеству;
6) необоснованность
материалов по учету выводов общественной экологической
экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления,
общественных организаций (объединений), граждан аргументированных
предложений по экологическим аспектам хозяйственной
и иной деятельности, которая подлежит государственной
экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства
Российской Федерации в области экологической экспертизы
руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы
и экспертами экологической экспертизы являются:
1) нарушение требований
законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации
об экологической экспертизе, а также законодательства
Российской Федерации об охране окружающей природной
среды, стандартов и иных нормативно - технических документов;
2) необоснованность
выводов заключения экологической экспертизы;
3) фальсификация выводов
заключения экологической экспертизы;
4) сокрытие от специально
уполномоченного государственного органа в области экологической
экспертизы или от общественной организации (объединения),
организующих проведение экологической экспертизы, сведений,
указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального
закона.
Нарушениями законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе должностными
лицами государственных органов исполнительной власти
и органов федерального надзора и контроля, а также органов
местного самоуправления являются:
1) фальсификация сведений
и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
2) выдача разрешений
на специальное природопользование или на осуществление
иной деятельности, которая может оказать прямое или
косвенное воздействие на окружающую природную среду,
без положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
3) организация и (или)
проведение экологической экспертизы неправомочными на
то органами, организациями и общественными организациями
(объединениями);
4) прямое или косвенное
вмешательство в работу специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы, экспертных
комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях
оказания влияния на ход и результаты проведения государственной
экологической экспертизы и общественной экологической
экспертизы;
5) незаконный отказ
от государственной регистрации заявлений о проведении
общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими
организациями, их должностными лицами, иными юридическими
лицами, а также гражданами являются финансирование и
кредитование реализации объекта экологической экспертизы
без положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
Законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
могут быть установлены иные виды нарушений законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе.
Статья 31. Уголовная
ответственность
Лица, виновные в совершении
нарушения законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие
прямые или косвенные экологические и иные последствия,
несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным
кодексом РСФСР.
Статья 32. Административная
ответственность
Лица, виновные в совершении
нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального
закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную
ответственность, привлекаются к административной ответственности
в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных
правонарушениях".
Статья 33. Материальная
ответственность
Должностные лица, эксперты
экологической экспертизы, консультанты экологической
экспертизы и иные работники, по вине которых органы
экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей
экологической экспертизе, понесли расходы в связи с
возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями
в области экологической экспертизы, несут материальную
ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о труде и законодательством субъектов
Российской Федерации о труде.
Статья 34. Гражданско
- правовая ответственность
1. Граждане и юридические
лица, права которых нарушены органами экологической
экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической
экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате
неисполнения ими законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе, могут требовать возмещения
им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством
Российской Федерации.
2. Моральный вред, причиненный
гражданину неправомерными действиями в области экологической
экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской
Федерации.
Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ
СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ Статья 35. Разрешение
споров в области экологической экспертизы между субъектами
Российской Федерации и между муниципальными образованиями
Споры в области экологической
экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются
посредством согласования решений по предметам спора
и принятия согласительных документов. В случае отсутствия
таких решений споры в области экологической экспертизы
между субъектами Российской Федерации разрешаются в
порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Споры в области экологической
экспертизы между муниципальными образованиями разрешаются
в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.
Глава IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 36. Международные
договоры Российской Федерации
Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила в области
экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены
настоящим Федеральным законом, применяются правила международного
договора.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Вступление
в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 38. Приведение
нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
1. Предложить Президенту
Российской Федерации в течение шести месяцев со дня
вступления в силу настоящего Федерального закона привести
в соответствие с ним свои правовые акты, принятые по
вопросам реализации объектов государственной экологической
экспертизы.
2. Поручить Правительству
Российской Федерации в течение шести месяцев со дня
вступления в силу настоящего Федерального закона привести
в соответствие с ним свои правовые акты, принятые по
вопросам экологической экспертизы и реализации объектов,
подлежащих государственной экологической экспертизе.
3. Ведомственные правовые
акты, законы и иные правовые акты субъектов Российской
Федерации, правовые акты органов местного самоуправления
приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом
в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
23 ноября 1995 года.
|